Картофель

Желтый император. История Китая

ХУАН-ДИ ХУАН-ДИ

(«жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»), в древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Х.-д. как «жёлтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан-ди, означающего «блестящий (испускающий свет) государь», «августейший правитель» (точка зрения китайских исследователей Юань Кэ, Ду Эр-вэя). Вместе с тем Х.-д. считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с желтым цветом лёссовых почв. Высказывались предположения, что Х.-д. связан с тотемами медведя (Юань Кэ), цзяо, «червь», «вид дракона» (Люй Чжень-юй), юань, «большая черепаха», «драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению японского учёного Мори Ясутаро, культ Х.-д. первоначально сложился у рода Чэнь, где Х.-д. почитался в качестве драконо-подобного божества грома. В различных описаниях Х.-д. в сочинениях рубежа н. э. есть черты, роднящие его с драконом, как одним из основных тотемов предков китайцев.
Считается, что родовой фамилией Х.-д. была Гуньсунь, его имя - Сянь-юань (от сянь, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Х.-д. - изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Х.-д. как о созвездии, напоминающем большую колесницу (В. Мюнке, Зап. Берлин). По преданию, Х.-д. был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Х.-д. был высокого роста (более девяти чи - ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Четырёхглазость или четырёхликость Х.-д. может быть истолкована как отражение четырёхчленной модели мира, характерной для древнекитайской мифологии. Вместе с тем четырёхглазость Х.-д., возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырёхглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к 6 в. до н. э., Х.-д.- один из пяти богов, правителей сторон света - божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка Х.-д. с образом безымянного верховного владыки Шан-ди. Одновременно земная столица Х.-д. как верховного божества стала локализоваться в священных горах Куньлунь.
Х.-д. приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат Древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» - «Книга Х.-д. о внутреннем»). Согласно мифологическим преданиям, сподвижник Х.-д. по имени Цан-цзе изобрёл иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Х.-д. первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», 2 в. до н. э.). Х.-д. был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга - бог солнца Янь-ди (по некоторым версиям, брат Х.-д.) не пожелал подчиниться. Тогда Х.-д. собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Х.-д. вышел победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война между дождём, водой и огнём (Х.-д. - вода, Янь-ди - огонь, «Люй-ши чуньцю» - «Вёсны и осени Люя», 3 в. до н. э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологические воззрения. После победы над Янь-ди непокорённым остался лишь один Чи-ю, потомок Янь-ди, которого Х.-д. победил в битве при Чжолу и казнил.
Х.-д. никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги. Х.-д. женился на Лэй-цзу, которая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей - Сюань-сяо и Чан-и. Всего от разных жён у Х.-д. было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Х.-д. почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н. э. С Х.-д. как с первого «реального» правителя начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь. По некоторым легендам, Х.-д. жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэнхуан) - знак мудрого правления. По одной версии [«Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» («Критические суждения») Ван Чуна, 1 в. н. э.], Х.-д. в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон. Х.-д. ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даосским версиям, Х.-д. постиг дао, сделался бессмертным и улетел на драконе. Сподвижники Х.-д. стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что Х.-д. погребён на горе Цяошань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле погребена лишь одежда Х.-д., которая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознёсся на небо («История династии Хань» Бань Гу, Хань шу, 1 в. н. э.). В средние века даосы почитали Х.-д. как одного из зачинателей своего учения (наряду с Лао-цзы), в народе Х.-д. чтили как божество планеты Земля (или Сатурн), как бога - покровителя портных (по другой версии, - бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с Фу-си и Шэнь-нуном).
Лит.: Сыма Цянь, Исторические записки (Юань К э, Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 100-26; Рифтин Б. Л., От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979, с. 89-100; Имаи Усо-буро, Котэй-ни цуйтэ (О Жёлтом государе), «Камбун гаккай кайхо» (Труды общества по изучению Камбуна), Токио, 1953, № 14; Митараи Масару, Котэй дэнсэцу-ни цуйтэ (Относительно преданий о Желтом государе), «Хиросима дайгаку бунгаку бу кие» (Записки литературного факультета Хиросимского университета), 1969, т. 29, № 1; Тэцуи Кэйки, Котэй то Чи-ю-но тосо сэцува-ни цуйте (Относительно сказаний о борьбе Хуан-ди и Чи-ю), Б. Л. Рифтин.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Смотреть что такое "ХУАН-ДИ" в других словарях:

    - (Juan) еврейское Род: муж. Этимологическое значение: «Яхве (Богом) любимый» Женское парное имя: Хуана, Хуанна Иноязычные аналоги: англ. John, Evan, Sean (Shawn, Shaun) (Джон, Айвен, Шон) арм. Հովհա … Википедия

    Дата рождения: 1973 год(1973) Гражданство … Википедия

    - (кит. желтый государь) в китайской мифологии культурный герой, научивший людей изготовлять инструменты, оружие, телеги, лодки, прокладывать дороги и добывать металлы. Легендарный первый правитель Китая. Владыка центра (см. Уди) … Большой Энциклопедический словарь

    - (кит. желтый государь), в китайской мифологии культурный герой, научивший людей изготовлять инструменты, оружие, телеги, лодки, прокладывать дороги и добывать металлы. Легендарный первый правитель Китая. Владыка центра (У ди (см. У ДИ (в… … Энциклопедический словарь

    Кастильский (исп. Juan I de Castilla) (24 августа 1358, Эпила 8 октября 1390, Алькала де Энарес) король Кастилии и Леона с 1379 г. Сын Энрике II Кастильского и Хуаны Вилленской. Династия Трастамара Предшественник Энрике II Король Кастилии и… … Википедия

    - (кит.). Августейший император официальный титул китайск. императора. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 вымышленное существо (334) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Сущ., кол во синонимов: 1 титул (219) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (что значит Желтая река) вторая по величине река Китая;площадь ее бассейна равняется 1120 тыс. кв. км., длина свыше 3500 в.Верхнее ее течете известно у монголов под именем Солома, у тибетцев Ма чу (пишется Рма чу); монголы называют ее также Алтын … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Хуан Доносо Кортес. Сочинения , Хуан Доносо Кортес. В книге представлены основные труды по политической теологии и философии истории Хуана Доносо Кортеса, известного испанского католического философа, политика и дипломата. Главным…

黄帝 Желтый предок, Желтый государь, Желтый император. В древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Хуан-ди как «Желтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан-ди, означающего «Блестящий (испускающий свет) государь», «августейший правитель» (точка зрения кит. исследователей Юань Кэ и Ду Эр-вэя). Вместе с тем Хуан-ди считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с желтым цветом лессовых почв. Высказывались предположения, что Хуан-ди связан с тотемами медведя (Юань Кэ), цзяо — «червя», «вид дракона» (Люй Чжэнь-юй), юань — «большая черепаха», «драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению япон. ученого Мори Ясутаро, культ Хуан-ди первоначально сложился у рода Чэнь, где Хуан-ди почитался в качестве драконоподобного божества грома. В различных описаниях Хуан-ди в сочинениях рубежа н.э. есть черты, роднящие его с драконом (лун), как одним из основных тотемов предков китайцев.

Считается, что родовой фамилией Хуан-ди была Гуньсунь, его имя Сянь-юань (от сянь — «колесница» и юань — «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Хуан-ди — изобретение колесницы. Некоторые ученые, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Хуан-ди как о созвездии, напоминающем большую колесницу (В. Мюнке). По преданию, Хуан-ди был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Хуан-ди был высокого роста (более девяти чи — ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Четырехглазость или четырехликость Хуан-ди может быть истолкована как отражение четырехчленной модели мира, характерной для древнекит. мифологии. Вместе с тем четырехглазость Хуан-ди, возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырехглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к VI в. до н.э., Хуан-ди — один из пяти богов, правителей сторон света — божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка Хуан-ди с образом безымянного верховного владыки Шан-ди . Одновременно земная столица Хуан-ди как верховного божества стала локализоваться в священных горах Куньлунь .

Хуан-ди приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, рыть колодцы, мастерить телеги и лодки, нек-рые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» — «Книга/Канон Хуан-ди о внутреннем», III-I вв. до н.э.). Согласно мифологич. преданиям, сподвижник Хуан-ди по имени Цан-цзе изобрел иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Хуан-ди первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы» — «[Трактат] Учителя из Хуайнани», II в. до н.э.). Хуан-ди был искусен во владении копьем и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга — бог солнца Янь-ди (по нек-рым версиям, брат Хуан-ди) не пожелал подчиниться. Тогда Хуан-ди собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Хуан-ди вышел победителем. В филос. текстах эта война интерпретировалась как война между дождем, водой и огнем (Хуан-ди — вода, Янь-ди — огонь, «Люй-ши чунь цю» — «Вёсны и осени господина Люя», III в. до н.э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологич. воззрения. После победы над Янь-ди непокоренным остался лишь один Чи-ю , потомок Янь-ди, к-рого Хуан-ди затем победил в битве при Чжолу и казнил. Хуан-ди никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги. Хуан-ди женился на Лэй-цзу, к-рая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей. Всего от разных жен у Хуан-ди было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Хуан-ди почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н.э. С Хуан-ди как с первого «реального» правителя начинается соч. «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня . По нек-рым легендам, Хуан-ди жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэн-хуан) — знак мудрого правления. По одной версии [«Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» («Критические рассуждения») Ван Чуна , I в. н.э.], Хуан-ди в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон. Хуан-ди ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даос. версиям, Хуан-ди постиг дао , сделался бессмертным (сянь , см. Сянь-сюэ) и улетел на драконе. Сподвижники Хуан-ди стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что Хуан-ди погребен на горе Цяошань в пров. Шэньси. Однако, по даос. преданиям, в могиле погребена лишь одежда Хуан-ди, к-рая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознесся на небо («Хань шу» — «Книга [об эпохе] Хань»/«История [династии] Хань» Бань Гу , I в. н.э.). В ср. века даосы почитали Хуан-ди как одного из зачинателей своего учения (наряду с Лао-цзы ,см. Хуанлао-сюэпай), в народе Хуан-ди чтили как божество Звезды Почвы/ Земли (т.е. планеты Сатурн, см. У син), как бога — покровителя портных (по др. версии, — бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с Фу-си и Шэнь-нуном).

Источники:
Сыма Цянь . Ши цзи (Исторические записки). М., 2001, т. 1. указ.

Литература:
Рифтин Б.Л . От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979, с. 89-100; Мори Ясутаро . Хуан-ди чуаньшо (Легенды о Желтом государе) // Чжунго гудай шэньхуа яньцзю (Исследования древних мифов Китая) / Пер. с япон. на кит. Ван Сяо-ляня. Тайбэй. 1974, с. 149-176; Цянь Му. Хуан-ди. Тайбэй, 1987, с. 1-31; Юань Кэ . Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; Имаи Усобуро . Котэй-ни цуйтэ (О Желтом государе) // Камбун гаккай кайхо (Труды общества по изучению Камбуна). Токио, 1953, № 14; Митараи Масару . Котэй дэнсэцу-ни цуйтэ (Относительно преданий о Желтом государе) // Хиросима дайгаку бунгаку бу кие (Записки литературного факультета Хиросимского университета). 1969. Т. 29, № 1; Тэцуи Кэйки . Котэй то Чи-ю-но тосо сэцува-ни цуйте (Относительно сказаний о борьбе Хуан-ди и Чи-ю) // Тохо сюкё (Религия Востока). 1972, № 39.

Рифтин Б.Л.

Источники:
Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ.; Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973, указ.; Го юй (Речи царств)/ Пер. В.С.Таскина. М., 1987, указ.; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, указ.; Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь)/Пер. Ю.Л.Кроля. Т. I, II. М., 2001, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, указ.; Бамбуковые анналы: древний текст (Гу бэнь чжу шу цзи нянь)/ Изд. текста, пер. М.Ю.Ульянова. М., 2005, указ.; Современная трактовка Желтого владыки / Пер. Д.Аланова. К., 2006; Трактат Желтого императора о внутреннем / Пер. Б.Б.Виногродского. М., 2007.

Литература:
Биррел А. Китайские мифы. М., 2005, указ.; Конрад Н.И. Избр. труды. Синология. М., 1977, указ.; Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. СПб., 1994, указ.; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.; Ма Шу-тянь. Чжунго миньцзянь чжушэнь (Китайские народные божества). Пекин, 2002, с. 29-33; Хуан-ди гули чжи (Трактат о родине Хуан-ди)/ Гл. ред. Лю Вэнь-сюэ. Чжэнчжоу, 2007; Юань Кэ . Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 347-348.

Сост. библ.: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 663-665.


Хуа н-ди «жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»

В древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Х.-д. как «жёлтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан-ди, означающего «блестящий (испускающий свет) государь», «августейший правитель» (точка зрения китайских исследователей Юань Кэ, Ду Эр-вэя). Вместе с тем Х.-д. считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с жёлтым цветом лёссовых почв. Высказывались предположения, что Х.-д. связан с тотемами медведя (Юань Кэ), цзяо, «червь», «вид дракона» (Люй Чжень-юй), юань, «большая черепаха», «драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению японского учёного Мори Ясутаро, культ Х.-д. первоначально сложился у рода Чэнь, где Х.-д. почитался в качестве драконоподобного божества грома. В различных описаниях Х.-д. в сочинениях рубежа н. э. есть черты, роднящие его с драконом, как одним из основных тотемов предков китайцев.

Считается, что родовой фамилией Х.-д. была Гуньсунь, его имя - Сянь-юань (от сянь, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Х.-д. - изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Х.-д. как о созвездии, напоминающем большую колесницу (В. Мюнке, Зап. Берлин). По преданию, Х.-д. был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Х.-д. был высокого роста (более девяти чи - ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Четырёхглазость или четырёхликость Х.-д. может быть истолкована как отражение четырёхчленной модели мира, характерной для древнекитайской мифологии. Вместе с тем четырёхглазость Х.-д., возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырёхглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к 6 в. до н. э., Х.-д. - один из пяти богов, правителей сторон света - божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка Х.-д. с образом безымянного верховного владыки Шан-ди. Одновременно земная столица Х.-д. как верховного божества стала локализоваться в священных горах Куньлунь.

Х.-д. приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат Древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» - «Книга Х.-д. о внутреннем»). Согласно мифологическим преданиям, сподвижник Х.-д. по имени Цан-цзе изобрёл иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Х.-д. первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», 2 в. до н. э.). Х.-д. был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга - бог солнца Янь-ди (по некоторым версиям, брат Х.-д.) не пожелал подчиниться. Тогда Х.-д. собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Х.-д. вышел победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война между дождём, водой и огнём (Х.-д. - вода, Янь-ди - огонь, «Люй-ши чуньцю» - «Вёсны и осени Люя», 3 в. до н. э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологические воззрения. После победы над Янь-ди непокорённым остался лишь один Чи-ю, потомок Янь-ди, которого Х.-д. победил в битве при Чжолу и казнил.

Х.-д. никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги. Х.-д. женился на Лэй-цзу, которая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей - Сюань-сяо и Чан-и. Всего от разных жён у Х.-д. было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Х.-д. почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н. э. С Х.-д. как с первого «реального» правителя начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь. По некоторым легендам, Х.-д. жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэнхуан) - знак мудрого правления. По одной версии ["Хуайнань-цзы", «Лунь хэн» («Критические суждения») Ван Чуна, 1 в. н. э.], Х.-д. в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон. Х.-д. ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даосским версиям, Х.-д. постиг дао, сделался бессмертным и улетел на драконе. Сподвижники Х.-д. стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что Х.-д. погребён на горе Цяошань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле погребена лишь одежда Х.-д., которая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознёсся на небо («История династии Хань» Бань Гу, Хань шу, 1 в. н. э.). В средние века даосы почитали Х.-д. как одного из зачинателей своего учения (наряду с Лао-цзы), в народе X.-д. чтили как божество планеты Земля (или Сатурн), как бога - покровителя портных (по другой версии, - бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с Фу-си и Шэнь-нуном).

  • Сыма Цянь, Исторические записки («Ши цзи»), пер. с кит., т. 1, М., 1972, с. 133-35;
  • Юань Кэ, Мифы древнего Китая, М., 1965, с. 100-26;
  • Рифтин Б. Л., От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе, М., 1979, с. 89-100;
  • Имаи Усобуро, Котэй-ни цуйтэ (О Жёлтом государе), «Камбун гаккай кайхо» (Труды общества по изучению Камбуна), Токио, 1953, No 14;
  • Митараи Масару, Котэй дэнсэцу-ни цуйтэ (Относительно преданий о Желтом государе), «Хиросима дайгаку бунгаку бу киё» (Записки литературного факультета Хиросимского университета), 1969, т. 29, No 1;
  • Тэцуи Кэйки, Котэй то Чи-ю-но тосо сэцува-ни цуйте (Относительно сказаний о борьбе Хуан-ди и Чи-ю), «Тохо сюкё» (Религия Востока), 1972, No 39;
  • Мори Ясутаро, Хуан-ди чуаньшо (Легенды о Желтом государе), в его кн.: Чжунго гудай шэньхуа яньцзю (Исследования древних мифов Китая), пер. с япон. на кит. Ван Сяо-ляня, Тайбэй, 1974, с. 149-76.
[Б. Л. Рифтин

ИМПЕРАТОР ХУАНДИ

После нас останется только метафора.

Одним из Космических Учителей человечества, прибывших с Плеяд к подножию лохматой цепной горы Фудзи, был высокий Дух по имени Хуанди. Здесь, в просторных аудиториях храма Солнца, Он обучал будущих вождей азиатских племен и народов медитативным практикам цивилизаций Сириуса и Ориона, философии Большой Медведицы и Плеяд, знаниям Беги и Андромеды. В последствии Он еще не раз воплощался на крутящейся волчком Земле и остался на короткой памяти человечества как первый император объединенного Китая – Хуанди, как философ, основатель даосизма – Лао-Цзы, и как Великий Йог Тибета и поэт – Миларепа. Под этими и еще многими иными именами Учитель вошел в легенды и предания Востока.

Хуанди вместе с другими сущностями РА принес в Японию высшую духовную Истину и целостную систему совершенствования человека. Она включала в себя радостную теоретическую часть и безрадостную практическую. На утренних занятиях в храме Солнца, после дружного воспевания мантры АУМ и бодрящей медитации на свечу, Учитель ярко и образно описывал своим раскосым ученикам процесс Творения Мира Богом, Великой Пустотой, Дао. Он примерно так раскрывал цель и смысл человеческой жизни своим потеющим от любопытства ученикам:

«Вначале был один источник сознания – Бог. У Него появилось желание творить и выразить Себя. Из неразделенного состояния Творец создал свет, звезды и планеты. Потом Бог сотворил неодушевленные растения, неодушевленных животных и людей. Это были архетипы. Ему понравилось творение, однако чего-то все же недоставало. Творцу не хватало дружеского общения. Ему некого было Любить. Тогда Создатель решил полюбить Сам Себя и сотворил из Своих частей самоосознающих существ, которые смогли бы разделить Его Любовь и радость Творения.

Миллиарды и миллиарды бесплотных душ вышли из Бога, сотворенные по Его Образу. Все мы были созданы сразу, в самом начале, мы были двуполыми и обладали свободой выбора. Будучи сотворенными по образу Создателя, мы отправились летать в различные вселенные тонких планов, творя нашей фантазией новые миры. Мы расширяли своими мыслеформами царство Бога во все направления.

И вот некоторые из нас, летая в бесконечности, обнаружили физическую Вселенную. Мы заинтересовались ею, так как в начале у нас не было тел. Тогда мы начали проецировать часть самих себя на звезды Беги, чтобы узнать, что такое солнца. Потом мы воплощались в тела планет созвездья Лиры. Затем мы проецировались в отдельные камни, чтобы понять, что такое минералы. Потом мы одухотворяли растения, чтобы постичь, что такое деревья и травы. Мы входили в тела животных и людей, чтобы узнать, почему им нравится есть, пить, двигаться, общаться с другими существами. После каждого такого воплощения мы вновь проецировали себя на духовные планы. Мы увидели, что наш разум обладает невероятной способностью создавать мыслеформы животных и растений, людей и планет. Придуманные нами животные начали проявляться и уплотнять свои формы на придуманных нами планетах. И мы воплощались в этих материализовавшихся животных. Мир стал походить на театр, в котором мы сами были режиссерами, актерами и зрителями одновременно. Мы так увлеклись игрой материализации мыслей, так заигрались на сцене бытия, одухотворяя созданных нами людей и животных, что в какой-то момент забыли, кто мы есть на самом деле. Многие из нас попались в ловушку материального мира, думая, что мы являемся обыкновенными людьми и животными, а не духами-творцами новых миров. Попав под влияние закона причинно-следственной связи, мы частично утратили свободную волю.

Теперь целью нашей жизни на Земле является развитие воплощенной части души до уровня вибрации духа и слияние с Творцом. Но для возвращения к Началу нам необходимо вспомнить, что каждое человеческое существо имеет Божественную Суть, природа которой – Любовь. Вспомнить, что свободная воля является абсолютным универсальным правом каждого. Что в мироздании все священно – независимо оттого, нравится нам это или нет. Что духовное возрождение человека невозможно без физического, эмоционального и умственного развития одновременно».

Помню, в одну из прошлых жизней я был бродячим суфийским поэтом и встречался с Хуанди. В то время, под воздействием бесед с Учителем, у меня родились такие строки: «Что наша жизнь – метафора Поэта, Развернутая молнией с небес, Игра воображения и света, Иллюзия несчастий и чудес. Весь мир – театр. Меняем платья, роли, Меняем разум, души и сердца. Мы в роли до такой врастаем боли, Что забываем зрителя – Творца! Что забываем изначально добрый Сценарий: ни болезней в нем, ни бед! Что после нас останется лишь образ – Метафора, развернутая в свет…»

Практическая часть учения Хуанди состояла из гибкой системы психофизической подготовки, где применялись праноямы, мантры, мудры, асаны, вегетарианство, глубокие посты и безмятежные медитации. Всего у Хуанди было около 200 земных учеников, достигших Нирваны и обучившихся дематериализации своих и чужих тел. Половину из них Учитель взял с собой в юго-восточную Азию для строительства пракитайского государства, а другую половину послал просвещать иные земли.

Из книги Инопланетные цивилизации Атлантиды автора Бязырев Георгий

ИМПЕРАТОР ХУАНДИ После нас останется только метафора. Одним из Космических Учителей человечества, прибывших с Плеяд к подножию лохматой цепной горы Фудзи, был высокий Дух по имени Хуанди. Здесь, в просторных аудиториях храма Солнца, Он обучал будущих вождей азиатских

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Иллюстрированный ключ к Таро автора Уэйт Артур Эдвард

IV. Император Его скипетр имеет форму Сrux аnsata*, в левой руке уверенно покоится держава. Это монарх, коронованный по праву - властный, величественный,восседающий на троне, подлокотники которого украшены головами овнов. Он олицетворяет правление, осуществление и земную

Из книги История гуманоидных цивилизаций Земли автора Бязырев Георгий

БИТВА ХУАНДИ С РОБОТАМИ ЧИЮ Танк замер, как перед атакой - Настолько память в нем жива! Уже тяжелой тенью танка Подмята впереди трава. Его броня из слез отлита, Готов он с пьедестала - в бой! Ему не станет горб гранита Последней взятой высотой… Учитель Хуанди дал

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

Скрытный император Хотя такая модель выглядит логично, следует признать, что у нас нет свидетельств современников, хотя бы в виде памятной надписи, которая могла бы решить дело. Скептично настроенные историки отвергают идею об историческом существовании короля Артура,

Из книги Тайные хозяева времени автора Бержье Жак

3. БЕССМЕРТНЫЙ ИМПЕРАТОР ФО - ХИ Подобно Мелхиседеку, бессмертный китайский император Фо-Хи не имеет точных дат жизни. Он относится к королевству Ксиа.Выдающийся историк, специализирующийся по китайской науке, Джозеф Нидхэм вначале утверждал, что королевство Ксиа

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Император Фридрих II Император Фридрих рос и воспитывался в Сицилии, где сталкивались западные и восточные культурные влияния. Он был образованным человеком, поддерживал науки и искусства и даже сам писал стихи. Вращаясь среди людей разных религий, он сам был совершенно

Из книги Письма Махатм автора Ковалева Наталия Евгеньевна

[«Император»] Сознательная жизнь в Духе так же трудна для некоторых натур, как и плавание для некоторых тел. Хотя вода по структуре плотнее человеческого тела и каждый человек рождается со способностью плавать, мало кто развивает в себе способность ступать по воде, и

Из книги Таро просто и понятно автора Льюис Энтони

Из книги Йога и сексуальные практики автора Дуглас Ник

Из книги Татуаж Таро. Магия человеческого символа автора Невский Дмитрий

4 Император Самое важно в жизни – это умело и правильно распорядиться тем, чем владеешь. Это не мало, и не много – это все, что есть у тебя.Смысловая нагрузка символа-образа картыНа карте мы видим молодого мужчину, лицо которого уже обрело печать мудрости и знаний, которые

Из книги Таро. Черный гримуар «Некромикон» автора Невский Дмитрий

IV – Император (The Emperor) Император-оккультист Рудольф II, получив от придворных магов Джона Ди и Эдварда Келли перевод фрагментов «Некрономикона», предается фантазиям в тайных подземельях своего дворца в Праге. Он хочет раскрыть секрет превращения металлов в золото и

Из книги Таро Манара. Все краски любви автора Невский Дмитрий

IV. Император (The Emperor) Ключевые слова, значения: сдержанность, сухость, консерватизм, отстраненность, дистанция.Типаж СтрадающаяЭто типаж человека, который страдает всегда. Он всегда несчастен и всегда рассматривает мир с позиции скорби, выраженной в легкой или тяжелой

Из книги Нострадамус. Сиксены, альманахи и письма о будущем человечества автора Симонов Виталий Александрович

Император Феникс В нескольких сиксенах Нострадамус упоминает о воскрешении великого монарха, которого он называет «император Феникс». Будущий Спаситель человечества примет участие в разгроме войск Антихриста и будет управлять всем миром, в том числе и Францией.

Из книги Гадания для современной женщины. Гадание по картам ТАРО автора Изон Кассандра

День 7. ИМПЕРАТОР Четвертая карта - ИМПЕРАТОР, «вечно недовольная» карта, не очень приятный товарищ, какую бы колоду Таро вы ни использовали. В нашем Таро это женщина постарше и предположительно мудрее, стоящая на коленях перед своим лысеющим спутником жизни, предлагая

Из книги Символика Таро. Философия оккультизма в рисунках и числах автора Успенский Петр Демьянович

Карта IV Император Хозяин означает прямолинейность, готовность нести ответственность, близость к реальности, рассудительность, порядок и ясность. Часто его слишком поспешно трактуют как символ чрезмерной жесткости и бездушности, забывая, что при этом его сила состоит

«Когда будет уничтожена ученость, тогда не будет и печали. Как ничтожна разница между обещанием и лестью и как велика разница между добром и злом! Надо избегать того, чего люди боятся.

О! Как хаотичен [мир], где все еще не установлен порядок. Все люди радостны, как будто присутствуют на торжественном угощении или празднуют наступление весны. Только я один спокоен и не выставляю себя на свет. Я подобен ребенку, который не явился на свет. О! Я несусь! Кажется, нет места, где мог бы остановиться», - это слова Лао-цзы о самом себе и своем месте в мире. Погруженный в миф о Желтом императоре, Хуан-ди, он искал в нем Просветления.

В китайской мифологии Хуан-ди считается верховным владыкой, правителем Центра. Он - перво- предок всех китайцев, он приспособил Поднебесную для жизни людей и совершил множество подвигов. Согласно легенде, Хуан-ди произошел от слияния луны и молнии. Когда же он появился на свет, то сразу начал говорить. Желтый император был огромного роста (около 3 м), с четырьмя глазами и четырьмя лицами.

Такая четырехглазость и четырехликость помогала ему править миром: он знал, что творится в каждой из сторон света, к которой Желтый император прибавил еще и Центр, - так появилась пятичленная структура китайского космоса. Вообще, у Хуан-ди множество заслуг и свершений, например, он загнал бесцельно бродящих по земле демонов под землю. Но какое это все имеет отношение к великому китайскому философу, родоначальнику даосизма?

Даосизм очень большое значение придает постижению великого Пути и поиску эликсира бессмертия. Древние мифы о Хуан-ди повествуют о том, что именно Желтый император владел секретом бессмертия. Правда, даже здесь существуют разные версии. По одной из них верховный владыка был, как и все старшие боги, бессмертен изначально, потому что родился на небе. Как и почему он попал на землю - остается неясным, но бессмертным он так и оставался. На земле он обосновался на горе Куньлунь в прекраснейшем дворце, окруженном высокой яшмовой оградой. За этой оградой находился чудесный сад, в котором росли необыкновенные деревья. И здесь, в этому саду, находилось дерево бессмертия. Всю свою жизнь Лао-цзы, а вслед за ним и остальные даосы, жаждали отведать плодов этого дерева.

Существует и другая версия обретения Желтым императором бессмертия, она напрямую связана с учением о Дао. В долгих медитациях Лао-цзы пытался обрести вечную жизнь, воспринимая миф о Желтом императоре как зашифрованное послание. Ведь Хуан-ди считался также основателем ремесел и медицины, он написал несколько трактатов, которые стали руководством для даосской алхимии. Постигая внутренним взором Вселенную, Лао-цзы обретал крупицы драгоценного знания. Про него говорили, что он срывает листочки с черного жемчужного дерева Хуан-ди. И вот однажды на философа снизошло озарение: он понял, что достичь вечной жизни можно, только постигнув Дао. Тогда он написал «Книгу о пути и благодати», в которой давал ключ к обретению бессмертия.

Это дало толчок для возникновения легенд о том, как Желтый император искал эликсир вечной жизни. Ведь Хуан-ди после великой и жестокой битвы с силами зла Чи-ю не сразу вознесся на небо, а еще некоторое время оставался на земле. Это могло значить только одно: пока он не постиг великого Дао, он не стал бессмертным. А поскольку он все- таки обрел бессмертие и улетел на драконе к престолу Небесного императора, то и человек может сделать то же самое. И неудивительно, что одним из первых его последователей стал «Старый ребенок».